Санкт-Петербургская олимпиада школьников по химии
Главная | Об олимпиаде | Cамоподготовка | Химический кружок | Конференция | Химтурнир
логотип
Приветствую Вас Гость | Самоподготовка - 9 класс | Регистрация | Вход
Главное меню
Вопрос-ответ

9 класс-отборочный тур

Предлагаем вашему вниманию тренировочные задания для подготовки к отборочному туру Олимпиады 9 класса.
В случае затруднений с решением задачи наведите мышь на слово "подсказка".

1-1. Укажите, с какими из приведенных ниже веществ водный раствор серной кислоты не реагирует. Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных в порядке возрастания. Приведите  также уравнения реакций между разбавленной серной кислоты и теми из перечисленных ниже веществ, которые с ней взаимодействуют.

Вещества: 1) Медь; 2) Ангидрид кремниевой кислоты; 3) Мрамор; 4) Цинк; 5) Фосфат кальция; 6) Сульфид железа(II); 7) Нитрат бария; 8) Гидрокарбонат лития; 9) Хлорид калия; 10) Сульфат натрия.

1-2. Укажите, с какими из приведенных ниже веществ соляная кислота не реагирует. Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных в порядке возрастания. Приведите  также уравнения реакций между соляной кислотой и теми из перечисленных ниже веществ, которые с ней взаимодействуют.

Вещества: 1) Медь; 2) Углекислый газ; 3) Малахит; 4) Железо; 5) Фосфат магния; 6) Нитрат серебра; 7) Нитрат калия; 8) Гидроксид бария; 9) Фосфорный ангидрид; 10) Оксид лития.

ПодсказкаВспомните условия протекания реакций ионного обмена в растворах, а также связь между положением металла в электрохимическом ряду напряжений и его способностью взаимодействовать с кислотами.

2-1. «Химический фонтан»

Колба, заполненная при нормальных условиях бромоводородом, герметично закрыта пробкой, в которую вставлена стеклянная трубка с закрытым краном. Колбу перевернули вверх дном, конец трубки опустили в сосуд с водой и открыли кран. Вода поднимается по трубке, фонтаном бьет в колбу и полностью колбу заполняет. Объясните происходящие в этом опыте явления. Какова массовая доля бромоводорода в полученном растворе?

2-2. «Химический фонтан»

Колба, заполненная при нормальных условиях аммиаком, герметично закрыта пробкой, в которую вставлена стеклянная трубка с закрытым краном. Колбу перевернули вверх дном, конец трубки опустили в сосуд с водой и открыли кран. Вода поднимается по трубке, фонтаном бьет в колбу и полностью колбу заполняет. Объясните происходящие в этом опыте явления. Какова массовая доля аммиака в полученном растворе?

ПодсказкаДля проведения количественных расчетов обратите внимание, что объем колбы в условии задачи не оговорен, следовательно, его можно взять каким угодно. Учитывая, что опыт проводили при нормальных условиях, легко понять, какой объем колбы стоит выбрать.

3-1. Твердое вещество А желтого цвета, реагируя с газом Б без цвета и запаха, образует бесцветный газ В с резким запахом. Последний в присутствии катализатора реагирует с избытком газа Б, образуя твердое при обычных условиях вещество Г. При растворении вещества Г в воде образуется сильная минеральная кислота, способная обугливать органические вещества. Определите вещества А, Б, В, Г. Напишите уравнения указанных реакций.

3-2. При определенных условиях два газообразных простых вещества А и Б, без цвета и запаха, взаимодействуют между собой с образованием нового бесцветного газа В. Последний легко реагирует с избытком газа Б, в результате чего появляется бурый газ Г, изменяющий окраску растворенного в воде лакмуса с фиолетовой на красную. Определите вещества А, Б, В, Г. Напишите уравнения указанных реакций.

Подсказка3-1. В задании проверяется Ваша химическая эрудиция. Обратите внимание, что сильная минеральная кислота, образующаяся при растворении вещества Г в воде, способна обугливать органические вещества. 3-2. Число газообразных простых веществ без цвета и запаха весьма ограничено. Ведь все галогены имеют цвет и запах, благородные (инертные) газы с трудом вступают в реакции, да и в школьной программе они не затрагиваются. Бурая окраска газа Г, водный раствор которого имеет кислую реакцию, тоже хорошая подсказка.

4-1. При сжигании 3,6 г некоторого вещества X, содержащего углерод, водород и металл, получено 3,36 л (н.у.) CO2, 4,05 г воды и 2,55 г белого порошка. Определите простейшую формулу исходного вещества X и запишите уравнение реакции горения этого вещества.

4-2. При сжигании 6,15 г некоторого вещества Y, содержащего углерод, водород и металл, получено 4,48 л (н.у.) CO2, 4,5 г воды и 4,05 г белого порошка. Определите простейшую формулу исходного вещества Y и запишите уравнение реакции горения этого вещества.

ПодсказкаЗадачи на определение формулы соединения в 9 классе обычно не решают, но Ваши знания вполне достаточны для этого. Зная, какой объем углекислого газа и какая масса воды получилась в результате сгорания исходного вещества, нетрудно определить их мольное соотношение в исходном веществе MxCyHz: n(CO2)/n(H2O) = y : (1/2z) (количество получившейся воды будет в 2 раза меньше количества атомов водорода в исходном веществе). Далее Вам нетрудно будет определить, в каком массовом отношении соединяются металл и кислород при образовании оксида. И задача почти решена…

5-1. Пять литров смеси аммиака и метана (н.у.) с плотностью 0,748 г/л пропустили через 164 г 10%-ного раствора серной кислоты. Какое вещество кристаллизуется при медленном испарении получившегося раствора? Какая масса этого вещества образуется?

5-2. Смесь азота и углекислого газа объемом 2,24 л (н.у.) с относительной плотностью по воздуху 1,103 пропустили через 17,5 г 8%-ного раствора гидроксида калия. Какое вещество кристаллизуется при медленном испарении получившегося раствора? Какая масса этого вещества образуется?

ПодсказкаПри пропускании смеси газов через раствор в обоих случаях реагировать будет только одно в-во. Надо проверить мольное соотношение веществ: не забудьте, что кислоты способны образовывать кислые соли. Вам также потребуется по данным о плотности газовой смеси определить количество каждого из газов. Можно посоветовать следующий прием: пусть всего имеется один моль смеси газов. Кол-во 1-го газа– х моль, 2-го– (1–х) моль. Далее будет нетрудно выразить массу 1 моль этой смеси через молярные массы компонентов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
.
Форма входа
Результаты
Задачи Олимпиады
Химические программы
Воскресенье
22.10.2017 11:20
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

СПб олимпиада по химии © 2017
Конструктор сайтов - uCoz